Взаимодействие с социумом как фактор
повышения качества дошкольного образования
Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе. Однако реформирование системы общественного дошкольного воспитания в России, развитие рыночных отношений, резко меняющиеся экономические условия в значительной степени определяют кризис системы. Последствия социально-экономического кризиса больнее всего ударили по детям. Повсеместное ухудшение их здоровья, физического и психического развития - красноречивый показатель общего неблагополучия. На этом фоне сохранение системы дошкольных учреждений, обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения приобретают особую значимость в решении задач социального развития государства.
Одним из главных путей выживания в сложных кризисных условиях является повышение качества работы, более полное выполнение основных функций учреждения. В связи с этим то дошкольное учреждение, которое более качественно обучает детей, с наименьшими затратами удовлетворяет социальным запросам, имеет больше шансов сохраниться, а также имеет несомненные преимущества перед конкурентами, поскольку именно оно привлекает к себе большее количество детей. Перед работниками дошкольного образовательного учреждения непростая, нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждый детский сад должен сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость, занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном учреждении.
В последние годы резервы инновационной деятельности детских дошкольных учреждений в основном связывались с разработкой новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Безусловно, это давало определенные положительные результаты. Однако оставался в тени такой важный резерв, как совершенствование управленческой деятельности учреждения в качестве социально-педагогической системы, что, в известной мере, снижало образовательный и социокультурный потенциал всех специалистов и не способствовало более успешной гармонизации отношений в системе дошкольного учреждения, семьи и ближайшего социума.
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:
• осуществляет взаимодействие со средой;
• гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые
образовательные потребности и запросы;
• предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
При этом задействованы два направления:
• использование средств и взаимодействие детского сада с родителями
• использование возможностей взаимодействия педагогического коллектива с различными социальными институтами
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности,
- принятия политики детского сада социумом,
- формирования содержания обязанностей детского сада и социума,
- сохранения имиджа учреждения в обществе,
- установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Система организации совместной деятельности МБДОУ д/с№5 «Теремок» с социальными институтами:
- заключение договора о совместной работе
- составление плана совместной работы
- информирование родителей о проводимых мероприятиях
- активное участие родителей в запланированных мероприятиях
- взаимодействие с администрацией социальных партнеров, направленных
на выявление проблем в совместной деятельности учреждений
- подведение итогов в конце учебного года
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу МБДОУ д/с №5 «Теремок» с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.